Новые правила для семей, решивших взять ребенка на воспитание

05.09.2012

С 1 сентября граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, должны пройти специальную подготовку

     В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №  351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее также – граждане, кандидаты в замещающие родители), должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку (далее – подготовка кандидатов в приемные родители).
     Вводится обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в замещающие родители для получения заключения о возможности быть усыновителем (удочерителем) (далее – усыновитель) либо заключения о возможности быть опекуном (попечителем) (далее – опекун) несовершеннолетнего ребенка. При усыновлении ребенка документ о прохождении подготовки кандидатов в замещающие родители также должен быть представлен в суд.
     Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:
- для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;
- для усыновителей, опекунов, приемных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (дедушки, бабушки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и  сестры;
- для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
- для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
     Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.
     Задачами подготовки кандидатов в замещающие родители являются в том числе: 
- подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания приемного ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства  в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
    Организация подготовки кандидатов в замещающие родители возлагается на органы опеки и попечительства.
     Министерством образования Пензенской области в соответствии с приказом от 31.08.2012 № 475/01-07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области», утверждены Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области и Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Пензенской области (далее – Программа).
    Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области, наделенные государственными полномочиями Пензенской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также выполнению полномочий органов опеки и попечительства, установленных Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей» (далее – органы опеки и попечительства), либо образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших отбор органом опеки и попечительства для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в замещающие родители в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства (далее – Центр подготовки кандидатов) за счет и в пределах средств, которые ежегодно предусматриваются на эти цели в бюджете Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
     Информация о месте нахождения и графике работы органов опеки и попечительства, Центра подготовки кандидатов, порядке и сроках подготовки кандидатов в замещающие родители размещается на официальном сайте органов опеки и попечительства, Центра подготовки кандидатов, а также Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных стендах в общедоступных местах в зданиях указанных организаций, публикуется в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), издается в форме информационных материалов (в том числе брошюр, буклетов), представляется по телефону, посредством письменных разъяснений и устно на личном приеме.
     Консультирование по вопросам подготовки кандидатов в замещающие родители осуществляется сотрудниками органов опеки и попечительства, Центра подготовки кандидатов, ответственными за решение вопросов по подготовки кандидатов в замещающие родители.
     Для прохождения подготовки кандидат в замещающие родители обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства либо в Центр подготовки кандидатов и представляет заявление с просьбой о зачислении гражданина на курсы подготовки кандидатов в замещающие родители, к которому прилагает копию паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность (далее – документы).
     Документы для прохождения подготовки кандидаты в замещающие родители могут направить в орган опеки и попечительства, Центр подготовки кандидатов по почте или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Подготовка кандидатов в замещающие родители организуется таким образом, чтобы обеспечить ее регулярность и доступность для всех граждан, в том числе, возможность прохождения ими подготовки в вечернее время и выходные дни.
      Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется в очной или очно-заочной форме, с использованием дистанционных методов обучения, в группе либо в индивидуальном порядке, на основании приказа руководителя Центра подготовки кандидатов, о зачислении на курсы подготовки кандидатов в замещающие родители. Общая трудоемкость Программы составляет 30 академических часов, из них не менее 70 % академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
     Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется на безвозмездной основе.
К проведению подготовки кандидатов в замещающие родители привлекаются социальные педагоги (социальные работники), юристы, психологи, медицинские работники, специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с замещающими семьями и приемными детьми, замещающие родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания приемных детей.
     Органы опеки и попечительства, Центр подготовки кандидатов обязаны подготовить кандидатов в замещающие родители, в том числе:
- ознакомить их с правами, обязанностями и ответственностью, граждан воспитывающих приемных детей, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;
- организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний;
- обеспечить психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью приемного ребенка, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью.
     Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства приемного ребенка на воспитание в семью;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
- о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
      Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
- свои права и обязанности как замещающих родителей, в отношении приемного ребенка;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в замещающей семье;

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?